Это послание, подписанное лично Лениным, было разослано по всем губерниям, подводя своеобразный итог
борьбы даже не с российским духовенством, а с христианским православием в стране. Эта борьба началась сразу после переворота 1917 года, приобретая все более изуверские, изощренные методы искоренения. 22 октября 1918 года впервые в Советской России были вскрыты святые мощи. Это произошло в Александро-Свирском монастыре при варварском разграблении богослужебного имущества. Группа священников вместе с настоятелем Евгением была расстреляна без суда и следствия. Представитель В. Ульянова Красиков, которому было поручено заниматься «отторжением церкви от государства», вспоминал, как загорелся Ленин идеей организовать подобные акции по вскрытию святых мощей по всей стране, дав поручение VIII отделу. Так глава Совнаркома возглавил кампанию по надругательству над святыми останками.
В марте 1919 года на обращение членов братства святого Алексия с просьбой отдать им мощи святого из Кремля Ленин отреагировал резко: «Т. Курский! Прошу не разрешать вывоза, а назначить вскрытие при свидетелях».
Тот же П. А. Красиков не просто сообщил В. Ульянову о вскрытии И апреля 1919 года святых мощей Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, но и продемонстрировал хроникальный фильм об этом, который был просмотрен с удовольствием. Патриарх Тихон, многократно обращавшийся к Ленину с просьбой не глумиться над останками преподобного Сергия Радонежского, услышан не был. Снежный ком покушений на христианские, православные святыни нарастал, и во многих свершениях В. Ульянов принимал участие или как вдохновитель, или как распорядитель нерадивых исполнителей. Он присутствовал на заседании Совнаркома в июне 1920 года, на котором было принято решение: «Поручить Наркомюсту разработать вопрос о порядке ликвидации мощей во всероссийском масштабе». И такое решение активно осуществлялось. Революционное, категоричное, непримиримое указание гласило: «Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и правомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости...»
Один из первых фактов сопротивления прихожан изъятию церковных ценностей был отмечен в городке Шуе 15 марта 1922 года, когда для острастки возбужденной толпы несколько человек были убиты и десятки ранены. И тогда В. Ульянов разработал программу немедленного «разгрома наголову» православной церкви. Его письмо было секретным и стало известным лишь в 1970 году, но по своей жестокости и бесчеловечности превосходит самые варварские операции участников большевистского переворота: «...Для нас именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на многие десятилетия. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету».
Только за первое полугодие 1922 года при изъятии церковных ценностей было убито более 700 священников, и власти столкнулись с противостоянием в 1400 случаях, закончившихся кровавыми разборками. Из московских храмов, было вывезено более 2 пудов золотых изделий и 3 тысячи пудов серебра в изделиях, 3658 бриллиантов и алмазов, 1178 рубинов, 1387 изумрудов, 902 прочих драгоценных камней. Организованный суд над 54 священниками, куда в качестве свидетеля был привлечен патриарх Тихон, закончился 11 смертными приговорами и заключением самого патриарха. В Петрограде вывозили на грузовиках церковные изделия из Александро-Невской лавры, Исаакиевского, Казанского соборов и преследовали священнослужителей по «московскому образцу».
В 1924 году закончилась эпоха В. Ульянова, а через несколько месяцев после него в Европе скончался Парвус. К этому времени Россия была совершенно другой страной. Заговор, о котором члены тайных обществ писали друг другу еще в 1871 году, свершился, на десятилетия предопределив новую расстановку политических сил в Европе. Многочисленные богатства самодержавной империи перекочевали за ее пределы. Христианская православная церковь, соединявшая на гигантских просторах представителей самых разных классов, была уничтожена. Заговорщики и банкиры, открывшие двери кровавому XX столетию, могли переходить к другому этапу своих планов.